Как устроены Z-комиксы

«Герои» Бучи, украинские оборотни и пропаганда суицида при поддержке государства

20 тысяч выступлений и 520 тысяч отпечатанных экземпляров — такие цифры фигурировали в отчете общества «Знание» о мультимедийной выставке и комиксах «Знание о героях», посвященных российским военным на «СВО». Это один из самых крупных, но далеко не единственный проект, рассказывающий о войне в Украине с помощью иллюстрированных рассказов.

«Реплика» прочитала все Z-комиксы (чтобы вам не пришлось) и рассказывает в 100, 300 и 500 словах, о чем они и кто стоит за их созданием.

100 слов о феномене Z-комиксов

Первые провоенные комиксы в России появились еще в 2020 году: они рассказывали о деятельности «ЧВК Вагнер» в странах Африки, в Сирии и Украине и анонимно публиковались в паблике в VK. С начала полномасштабного вторжения стали появляться Z-комиксы при поддержке Министерств и других госструктур. Среди них — масштабные проекты «Герои Спецоперации» и «Знание о героях», выпущенные при участии просветительского общества «Знание», серия комиксов от Z-блогера «Рыбаря», а также небольшие проекты художников Камиля Бузыкаева и Валерия Букши, чьи карьеры тесно связаны с региональными властями.

Комиксы воспроизводят тезисы Z-военкоров о победах российской армии и нежелании украинцев воевать, публикуются в телеграм-каналах, распространяются на фронте и даже в учебных заведениях.

300 слов о сюжетах Z-комиксов

Российские солдаты побеждают численно превосходящих, но трусливых врагов за счет смекалки и героизма и спасают мирных жителей — так можно описать формулу почти любого российского провоенного комикса. При этом нельзя сказать, что все они одинаковы.

Так, «Герои Спецоперации» и «Знание о героях» устроены по принципу биографий и рассказывают о людях, получивших звание Героя России. Это небольшие истории на пару страниц, в которых умещаются незамысловатые сюжеты о «подвигах». Например, о том, как офицер Азатбек Омурбеков защищал позиции под Бучей, якобы не рискуя солдатами и не причиняя вреда мирным жителям. Или о том, как рядовой Владислав Дорохин, прикрывая отход российских солдат, подорвал себя гранатой, лишь бы не сдаваться в плен. Примечательно, что четыре сюжета комиксов «Герои Спецоперации» и один «Знания о героях» завершаются тем, что герой подрывает себя гранатой. Еще два персонажа «Знания о героях» планируют суицид, но в последний момент их выручают товарищи. В других проектах нарратив о самоубийстве вместо плена отсутствует.

Башкирский художник Камиль Бузыкаев тоже строит повествование вокруг биографий. С той разницей, что в своих комиксах он рассказывает только о военных из Башкортостана и вводит элементы карикатуры: например, шутит о противостоянии «аморальной» Европе.

Комиксы Рыбаря сфокусированы не на биографиях, а на событиях, которые получали широкое освещение у Z-блогеров, и рассказывают, например, про украинское контрнаступление, «танк-мангалы» или убийство российского пилота-перебежчика. Здесь часто мелькает сюжет о нежелании украинских солдат воевать, «вероломных» инструкторах из НАТО и местных жителях, которые ждут российскую армию и помогают ей.

Работы ставропольского художника Валерия Букши и комиксы про «ЧВК Вагнер» и рассказывают про конкретные воинские подразделения, но отличаются стилистикой. Комиксы Букши детально рассказывают о быте «Славянской бригады ДНР» на фронте, тогда как истории про «ЧВК Вагнер» гротескные. Центральный персонаж в них — супергерой по имени Восставший Ангел Гнева, Несущий Единство России — бритоголовый мужчина с красными крыльями и лазерами из глаз. Типичный сюжет этих комиксов такой: на страну, куда Россия посылала наемников, нападают монстры и убивают мирных жителей, а спасать их прибывают «Ангел» с соратниками. В комиксах про «ЧВК Вагнер» есть место и реальным событиям: например, там рассказывается о погибшем в Украине летчике «ЧВК» (в комиксах он борется с желто-синими оборотнями) и о смерти самого Евгения Пригожина.

500 слов о том, как устроен рынок Z-комиксов

«Победить в войне можно, лишь когда каждый внесет свой вклад», — такими словами генеральный директор общества «Знание» Максим Древаль открывал выставку в музее Отечественной войны в 2022 году и анонсировал проект «Знание о героях», созданный при поддержке сразу двух Министерств: Обороны и Науки и высшего образования.

С тех пор «Знание» отчиталось о том, что напечатало 530 тысяч Z-комиксов, которые раздали ученикам школ, и запустило второй проект, в котором комиксы делали уже совместно с университетом «Синергия». У проектов похожие названия и концепты, а финальный продукт почти не отличается, однако к первому причастен писатель Олег Рой, а в производстве вторых участвовали студенты и преподаватели факультета анимации «Синергии».

Оба проекта распространяли через специальные мобильные выставки, которые показывали на мероприятиях по всей России от Камчатки до Калининграда. Несмотря на то что проекты позиционировали как контент для молодежи, ни «Герои Спецоперации», ни «Знание о героях» почти не распространялись через соцсети или телеграм.

Другой крупный проект при поддержке Минобороны, наоборот, появился на основе телеграм-канала «Рыбарь» с более чем миллионом подписчиков, и распространяется в основном в цифровом виде: через телеграм-канал и сайт. Публикации Рыбаря репостят крупные Z-каналы, такие как «Соловьев» и «Повернутые на Z войне», что обеспечивает постам с комиксами от 500 тысяч до более миллиона просмотров. Всего с сентября 2023 года и на момент публикации данного текста «Рыбарь» выпустил уже 25 комиксов, которые в самом телеграм-канале называют «визуальной пропагандой».

Эти комиксы также публикуются на английском, арабском, китайском и итальянском языках, но, если судить по просмотрам тех же постов в телеграме, версии на иностранных языках особой популярностью не пользуются. Партнерами проекта выступает не только Минобороны, но также Промсвязьбанк и Фонд развития и поддержки военной культуры и отдыха. Последний якобы отправляет комиксы в военные учебные заведения и на фронт, но на вопросы «Реплики» о тиражах и способах доставки не ответили. Комиксы при этом активно отправляют на выставки Министерства обороны, где они соседствуют, например, с трофейным «арбалетом ВСУ» и шевронами украинских военных.

Параллельно с большими проектами жанр Z-комиксов привлек и участников поменьше. Среди них, например, сайд-проект «Герои Спецоперации» в Барнауле — комиксы и выставки про участников войны из Алтайского края, созданные художниками Арт-пространства «КОД».

Примечательно, что еще недавно владелица «КОДа» Анастасия Дорош судилась из-за банкротства, а сейчас, по ее словам, смогла нанять более двадцати иллюстраторов для отрисовки Z-комиксов и планирует выпустить еще несколько новых. В комментарии «Реплике» она отметила, что сейчас «Герои Спецоперации» работают над еще сотней выпусков комиксов. Первая партия комиксов «КОДа» вышла тиражом 500 экземпляров и была отправлена в школы Алтайского края. Дорош также сказала «Реплике», что с организацией выставок ей помогало руководство «Синергии» и власти: в частности, поддержку осуществлял МФЦ Алтайского края и фонд «Защитники отечества», которым руководит вероятная племянница Путина Анна Цивилева.

Еще два проверенных проекта созданы людьми, которые напрямую связаны с региональными властями. Так, художник Камиль Бузыкаев — депутат Государственного Собрания Башкортостана и член совета по развитию культуры и искусства республики, который получает многомиллионные гранты от местного правительства на производство анимационных фильмов. А художник Валерий Букша занимает пост ведущего специалиста по патриотическому воспитанию Министерства молодежной политики Ставропольского края.

Единственный провоенный проект, формально не связанный с госструктурами, — анонимный телеграм-канал и паблик в VK с комиксами про «ЧВК Вагнер». Впрочем, он перестал публиковать комиксы с конца декабря 2023 года.

При этом «Реплике» удалось выяснить, что авторам без каких-либо связей трудно наладить производство Z-комиксов. Так, художник Виталий Щербак не смог найти финансирование для своего проекта «Гусь Дрон и Звериная братия» — о животных, помогающих российским военным. В комментарии «Реплике» он сообщил, что этот комикс был его мечтой и он пытался его напечатать, но не сумел найти спонсоров или привлечь госкомпании. «Выходил с предложением даже на RT. Стучался во многие двери — не открыли», — рассказал он «Реплике».